Основным компонентом любой воздушной линии электропередач является опора. Она предназначена для удержания проводов на необходимом расстоянии друг от друга и от других объектов, а также для размещения осветительного, электрического и специального оборудования. Разные участки воздушной линии подвергаются различным по воздействию нагрузкам. В соответствии с этим различают следующие типы опор ЛЭП:
- промежуточные, предназначенные для поддержки проводов на прямых участках линии;
- анкерные, в основном применяющиеся в условиях пересечения линией электропередач других объектов. Отличаются усиленной конструкцией и жестким закреплением проводов, поскольку воспринимают бóльшие нагрузки;
- угловые, устанавливаемые в местах поворота трассы ЛЭП. При углах поворота менее 20º в качестве угловых применяются промежуточные опоры, в противном случае – анкерные;
- концевые, устанавливаемые на концах линии. Относятся к анкерному типу, поскольку должны выдерживать одностороннюю нагрузку от натяжения проводов.
Помимо указанных основных типов опор существуют их специальные виды (транспозиционные, ответвительные, переходные) для изменения расположения проводов, организации ответвлений, переходов над объектами и т.д.
Расстояние между опорами ЛЭП (пролет) определяется по нормативам в зависимости от напряжения в линии: чем оно больше, тем больше должен быть пролет. От напряжения зависит также высота опоры ЛЭП от земли: минимальное значение для линий до 1 Кв составляет 7 м.
Наиболее распространенными типами опор являются промежуточные, на долю которых приходится 80 – 90% всех устанавливаемых на воздушных линиях. Их изготавливают преимущественно из вибрированного бетона, армированного стальным каркасом. Технология вибрирования бетона позволяет уплотнить его структуру и увеличить прочность. Опоры из данного вида материала обозначаются СВ (стойка вибрированная) и содержат в маркировке значения ее длины в дм или в м и нормативного изгибающего момента в тс*м. Например, обозначение СВ 105-3,5 расшифровывается как стойка вибрированная длиной 105 дм и изгибающим моментом 3,5 тс*м. Характеристики опор СВ включают также размеры ее нижнего и верхнего сечения и вес. Они определяют условия эксплуатации изделия: напряжение ЛЭП, тип опоры, механические и климатические нагрузки, агрессивность сред, сейсмоопасность и т.д. Чем больше нагрузки, тем бóльшими должны быть размеры опоры СВ. Самая крупная из предлагаемых нами бетонных опор СВ-164 имеет длину более 16 м. Размерами определяется вес опоры СВ, который достигает более 3,5 т, а также ее стоимость.